Главная | Мой профиль | Выход | RSSВторник, 30.05.2017, 14:07

Официальный сайт муниципального общеобразовательного учреждения

средней общеобразовательной школы п. Хурмули

Меню сайта
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 67
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа

II. Основная часть.

                                                           II. Основная часть.   

"Сосредоточенность - вечная тайна всякого совершенства”

Стефан  Цвейг.  [1]

1.     Общее понятие о внимании.

Психическая  деятельность  не  может  протекать   целенаправленно   и продуктивно,  если  человек  не  сосредоточится  на  том,  что  он   делает. Человек, занятый какой-либо работой, может не слышать того, о чем  говорят  другие и  не  откликаться,  если  его  позовут.  В  этом  случае  говорят,  что  он сосредоточил внимание на том, что он делает, что он обращает внимание нате или иные предметы, занимается ими, отвлекаясь от всего остального. Из  этого следует,  что  человек  не  может  одновременно  думать  о  разных  вещах  и  выполнять разнообразные работы. Внимание - это особое свойство человеческой психики, которое не существуетсамостоятельно - вне мышления, восприятия, работы памяти, движения. Нельзябыть просто внимательным - можно быть внимательным, только совершая какую-либо работу. Поэтому вниманием называют  избирательную направленность сознания на выполнение определенной работы. 

2.     Виды внимания.

В зависимости от наличия сознательного выбора, направления и регуляции выделяют послепроизвольное, произвольное и непроизвольное внимание.

2.1. Непроизвольное внимание (пассивное).

Наиболее  простое  и  генетически  исходное называют  также  пассивным,   вынужденным,   так   как   оно   возникает   и поддерживается независимо от стоящих  перед  человеком  целей.  Деятельность захватывает  человека  сама  по  себе,   в   силу   своей   увлекательности, занимательности или неожиданности. Человек невольно отдается воздействующим на  него  предметам,  явлениям  выполняемой  деятельности. Возникновение непроизвольного    внимания    связано     с     различными     физическими, психофизиологическими и психическими причинами. Эти  причины  условно  можно разделить на три группы:

2.1.1.  Первая группа: характер и качество раздражителя. Сюда надо включить, прежде всего,его  силу  или  интенсивность.  Важную  роль  при  этом  играет  не  столько абсолютная, сколько относительная сила раздражителя. Особое  значение  имеет контраст  между  раздражителями.  То же  самое  относится  к   длительностираздражителя, а также к пространственной величине и форме предмета.

2.1.2. Ко второй группе причин относятся те внешние раздражители,  которыесоответствуют внутреннему состоянию человека, и, прежде  всего,  имеющимся  у него  потребностям.  Так,  сытый  и  голодный   человек   будут   по-разному реагировать на разговор о пище.

2.1.3. Третья группа причин  связана  с  общей  направленностью  личности.Например, идя по одной и той же улице, дворник обратит  внимание  на  мусор, архитектор -  на  красоту старинного здания, милиционер - на неправильно припаркованную машину.

Иногда непроизвольное внимание может быть полезным, как в работе, так и в быту, оно дает нам возможность своевременно выявить появление  раздражителей и принять необходимые меры, и облегчает включение в привычную деятельность. Но  втоже время непроизвольное внимание может иметь отрицательное значение для успеха выполняемой деятельности, отвлекая нас от главного в решаемой задаче, снижая продуктивность работы в целом.Например, необычный шум, выкрики и вспышки света во время работы отвлекают наше внимание и мешают сосредоточиться.

2.2.         Произвольное внимание.

         Физиологическим механизмом произвольного внимания служит очаг оптимального возбуждения в коре головного мозга, поддерживаемый сигналами, идущими от второй сигнальной системы. Отсюда очевидна роль слов  родителей или преподавателя для формирования у ребенка произвольного внимания.Возникновение произвольного внимания у человека исторически связанно с процессом труда, т.к. без управления своим вниманием невозможно осуществлять сознательную и планомерную деятельность. Причины произвольного внимания по своему происхождению не биологические, асоциальные: оно не созревает в организме, а формируется у ребенка при егообщении со взрослыми. Психологической особенностью произвольного внимания является сопровождение его переживанием большего и меньшего волевого усилия, напряжения, причем длительное поддерживание произвольного внимания вызывает утомление, зачастую даже большее, чем физическое напряжение.

         Полезно чередовать сильную концентрацию внимания с менее напряженной работой, путем переключения на более легкие или интересные виды действия или же вызвать у человека сильный интерес к делу, требующему напряженного внимания.

 Произвольное внимание обычно связано с  борьбой  мотивов и побуждений, наличием сильных, противоположно направленных и  конкурирующих друг с другом интересов, каждый из которых сам по себе способен  привлечь  и удерживать внимание. Человек в этом случае осуществляет  сознательный  выбор цели и  усилием  воли  подавляет  один  из  интересов,  направляя  все  своевнимание на удовлетворение другого.

2.3.         Послепроизвольное внимание.

Это  внимание, которое, подобно произвольному, носит целенаправленный характер и требует первоначальных волевых усилий, но затем человек как бы "входит” в работу: интересными и значительными становятсясодержание и процесс деятельности, а не только ее результат.   Возьмем ученика, который решает трудную математическую задачу. Первоначально она егоможет совсем не увлекать. Он берется за нее только потому, что ее нужносделать. Ученику  приходится  возвращать себя к решению постоянными усилиями.Но вот решение начато, правильный ход намечается, задача становится болеепонятной. Он все больше увлекается ею, она его захватывает, он перестает отвлекаться: задача стала для него интересной. Внимание из произвольного сталокак бы непроизвольным. Однако, в отличие от подлинно непроизвольного внимания,послепроизвольное остается связанным с сознательными целями и поддерживается сознательными интересами. В то же время оно несходно и с произвольным вниманием, так как здесь нет или почти нет волевых усилий. Послепроизвольное внимание характеризуется длительной сосредоточенностью,напряженной интенсивностью умственной деятельности, высокой производительностью труда.

2.4.         Другие виды внимания.

гВыделяют также и другие виды внимания: природное и социально  обусловленное внимание. Природное  внимание  дано  человеку  с  самого  его  рождения  в  виде врожденной способности избирательно реагировать на те или иные  внешние  или внутренние  стимулы,  несущие  в  себе  элементы   информационной   новизны. Основной  механизм,  обеспечивающий  работу  такого   внимания,   называется ориентировочным рефлексом.Социально обусловленное внимание складывается пожизненно в  результате обучения  и  воспитания,  связано  с   волевой   регуляцией   поведения,   с сознательным избирательным реагированием на объекты.

Непосредственное внимание не управляется ничем, кроме того объекта, на который оно  направлено,  и  который  соответствует  актуальным  интересам  и потребностям человека. Опосредствованное внимание регулируется с помощью специальных средств, например жестов, слов, указательных знаков, предметов.

         Чувственное  и  интеллектуальное  внимание.  Первое  по   преимуществу связано с эмоциями и избирательной работой органов  чувств,  а  второе  -  с сосредоточенностью и  направленностью  мысли.  При  чувственном  внимании  в центре  сознания  находится  какое-либо   чувственное   впечатление,   а   в интеллектуальном внимании объектом интереса является мысль.

3.     Формы внимания.

Так как внимание выступает стороной познавательных процессов как деятельности, направленной на объект, то, в зависимости от содержания этой деятельности, выделяют:

3.1. Внешнее внимание; обращено на объекты внешнего мира.

3.2. Внутреннее внимание; обращено на объекты субъективного мира человека.

3.3. Сверхинтелектуальное внимание.

3.4. Потустороннее внимание (чувственное)

3.5. Моторное (двигательное) внимание.

Формы проявления внимания многообразны.Оно может быть направлено на работу органов чувств ( зрительное, слуховое ит.п. внимание ), на процессы запоминания, мышления, на двигательнуюактивность.

4.     Свойства внимания.

Внимание  означает  связь  сознания  с  определенным   объектом,   его сосредоточенность на  нем.  Особенности  этой  сосредоточенности  определяютосновные свойства внимания.  Наиболее важны для работы параметры концентрации и устойчивости.

4.1. Концентрация внимания.

         Выражается в степени сосредоточенности на  объекте.  Такое удержание означает выделение  «объекта» в качестве некоторой определенности из общего фона.

4.2.         Устойчивость внимания.

Характеризуется длительностью, в течение которой  сохраняется на одном уровне концентрация внимания,  умением не отвлекаться в течение определенного периода времени;

4.3.         Объем внимания.

Это количество однородных предметов, которые могут восприниматься одновременно и одинаковой четкостью. По этому свойству внимание может быть либо узким, либо широким. Известно, что человек не может одновременно думать о разных вещах и выполнять разнообразные работы. Это ограничение вынуждает дробить поступающую извне информацию на части, не превышающие возможности обрабатывающей системы. Таким же образом человек обладает весьма ограниченными возможностями одновременно воспринимать несколько независимых друг от друга объектов - это и есть объем внимания. Важной и определяющей его особенностью является то, что он практически не поддается регулированию при обучении и тренировке. Исследование объема внимания обычно производится путем  анализа  числа одновременно предъявляемых элементов (чисел, букв),  которые  могут  быть  с ясностью  восприняты  субъектом.  Для  этих  целей   используют   прибор   - тахистоскоп, позволяющий предъявить определенное  число  раздражителей  так быстро, чтобы испытуемый не мог перевести глаза с одного объекта на  другой. Объем  внимания  -  величина  индивидуально  изменяющаяся,  но  классическим показателем  объема  внимания  у  людей  считается   5 одновременно   ясно воспринимаемых объектов. Замечено, что при кратковременном предъявлении  человеку под силу воспринять и запомнить 5 - 7, максимум 9 предметов. Это так называемое "правило Миллера 7 ± 2”, сформулированное американским психологом Миллером в 1945 г. Он показал, что объем внимания человека  зависит не от количества информации, а от числа блоков или кусков информации, число которых постоянно и равно 7±2. По этому правилу одинаково запоминаются при одновременном восприятии и 7 букв, и 7 цифр, и 7 слов, и 7 идей.

4.4.         Переключаемость внимания.

Переключаемость внимания – это сознательное и осмысленное, преднамеренное и целенаправленное, обусловленное постановкой новой цели, изменение направления сознания с одного предмета на другой. Только на этих условиях говорят о переключаемости. Когда же эти условия не выполняются, говорят об отвлекаемости. Переключение означает сознательное и осмысленное перемещение внимания с одного объекта на другой. В целом переключаемость внимания означат способность быстро ориентироваться в сложной, изменяющейся ситуации. Легкость переключения внимания у разных людей различна и зависит от целого ряда условий. Это прежде всего соотношение между предшествующей и последующей деятельностью и отношение субъекта к каждой из них. Чем интереснее деятельность, тем легче на нее переключиться, и наоборот. Переключаемость внимания принадлежит к числу хорошо тренируемых качеств.

Различают полное и неполное переключение внимания. При последнем,  после переключения на новую деятельность, периодически происходит возврат к предыдущей, что ведет к ошибкам и снижению темпа работы. Переключаемость  внимания затруднена при его высокой концентрации, и это часто приводит к так называемым ошибкам, как говорят, рассеянности.

4.5.         Рассеянность.

Рассеянностью называется неспособность человека сосредоточиться на чем-либо определенном  в  течение  длительного  времени.  Встречаются два

 вида рассеянности: мнимая и подлинная.

4.5.1. Мнимая  рассеянность  -  это  невнимание  человека  к  непосредственноокружающим предметам и явлениям, вызванная сосредоточенностью на  каком-либо предмете.  Иногда  ее  называют  "профессорской”,  так   как   она   нередко встречается у людей этой категории. Внимание ученого  может  быть  настолько сконцентрировано на занимающей его проблеме,  что  он  не  узнает  знакомых, отвечает невпопад.  Физиологической  основой  мнимой  рассеянности  является очаг оптимального возбуждения в коре, вызывающий  торможение  в  окружающих его участках. Неясность отражения различного рода  внешних  воздействий  при рассеянном внимании объясняется тем, что оно происходит  на  участках  коры,находящихся в состоянии торможения. Рассеянность как следствие внутренней сосредоточенности  не  причиняет большого вреда делу, хотя и  затрудняет  ориентацию  человека  в  окружающем мире.                                                                                                 4.5.2. Подлинная   рассеянность наблюдается тогда,  когда человек с  трудом  удерживает  произвольное  внимание  на  каком-либо объекте или  действии.  Произвольное  внимание  рассеянного  человека  легко отвлекаемо. Физиологически подлинная рассеянность объясняется  недостаточной силой  внутреннего  торможения.  Возбуждение,  возникающее   под   действием речевых сигналов, с трудом концентрируется. В результате этого в коре  мозга рассеянного человека создаются неустойчивые очаги оптимальной возбудимости. Одной из  причин  подлинной  рассеянности  является  перегрузка  мозга большим  количеством  впечатлений.  Разбросанность  интересов  также   может привести к подлинной рассеянности.  Причиной  подлинной  рассеянности  может быть и неправильное воспитание ребенка  в  семье:  отсутствие  определенного режима в занятиях, развлечениях и отдыхе ребенка, освобождение  от  трудовых обязанностей. 

4.6. Распределение внимания.

     Распределение внимания – это способность выдерживать  в центре внимания

 несколько разнородных объектов. Способность одновременного выполнения нескольких действий.


Поиск
Календарь
«  Май 2017  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031
Архив записей
Друзья сайта

Официальный  сайт "Образование в Солнечном районе"
Официальный сайт министерства образования и науки РФ

Copyright MyCorp © 2017
Создать бесплатный сайт с uCoz