Главная | Мой профиль | Выход | RSSСреда, 24.04.2024, 01:34

Официальный сайт муниципального общеобразовательного учреждения

средней общеобразовательной школы п. Хурмули

Меню сайта
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 72
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа

Информация о введении курса "Основы религиозных культур и светской этики"

Что будут изучать ваши дети?

Учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики» состоит из 6 модулей:

1.       основы православной культуры,

2.       основы исламской культуры,

3.       основы буддийской культуры,

4.       основы иудейской культуры,

5.       история мировых религий ;

6.        основы светской этики.

Родители сами выбирают какой модуль будет изучать его ребенок, пишут  заявление о выбранном модуле.

 Каждый из модулей включает четыре тематических раздела.

  • Россия — наша Родина.
  • Основы религиозных культур и светской этики.
  • Основы религиозных культур и светской этики.
  • Духовные традиции многонационального народа России.

      Такая конструкция даёт возможность родителям выбрать, а школьникам изучать один модуль и одновременно скрепляет разные модули общими разделами, обеспечивая педагогическое единство курса «Основы религиозных культур и светской этики».

      Первый раздел «Россия — наша Родина» занимает всего 1 урок. Но это важный урок, который задаёт тон всем остальным. Особенность его в том, что на нём присутствует весь класс, ведёт его классный руководитель или один из наиболее подготовленных учителей школы. Учащиеся ещё не разделяются на группы согласно избранному модулю. Они начинают изучать новый курс все вместе. Они — один класс, и у них один курс, одна школа, одна страна — Россия. Школьники узнают о единстве многонационального российского народа и о многообразии его культурных, духовных, религиозных традиций. О том, что такое мир культуры, традиция, ценности, какое значение они имеют в жизни человека, семьи, общества. Уже на первом уроке дети должны ощутить, и эта мысль будет определять всё последующее изучение курса, что при явном различии наших взглядов на мир (каждый из школьников уже выбрал определённый модуль), при том, что все люди разные, мы — народ России — едины, у нас общий язык, культура, история, территория, государство, и главное — единые нравственные основы, делающие нас людьми по отношению друг к другу.

         Изучение второго раздела «Основы религиозных культур и светской этики» будет продолжаться до конца учебного года. На второй и последующие уроки учащиеся приходят каждый в свою группу для изучения избранного модуля.

Второй урок — вводный для каждого модуля. Его тема — «Культура и религия», «Культура и мораль» (для модуля «Основы светской этики»). Культура — важное понятие, которое содержательно объединяет все модули. Каждая духовная или мировоззренческая традиция раскрывается в содержании курса как традиция, лежащая в основе отечественной культуры.

На последующих уроках второго раздела учащиеся должны получить целостное представление о том, что есть культура православия, культура ислама, культура буддизма, культура иудаизма, других мировых религий, что такое светская этика. Школьники познакомятся с жизнью и деятельностью основателей мировых религий — Христа, Мухаммада, Будды, патриархов еврейского народа. Перед ними будут раскрыты основные нравственные понятия, составляющие основу того или иного мировоззрения: человек и мир, добро и зло, любовь, милосердие и др. Будет показан образ жизни людей, их нравственные, семейные и общественные обязанности. В единственном модуле, где не будет вестись речь о разных религиозных традициях, — «Основы светской этики» — учащиеся познакомятся с системой гуманистических ценностей, с историей возникновения морали, её значением для жизни человека.

      Второй раздел   завершается подведением итогов по пройденному материалу и несложными творческими работами.

      Если задачей предыдущего раздела было знакомство учащихся с общими основами религий и этики, то в третьем  разделе содержание образования по каждому модулю будет в большей мере выстраиваться с учётом культурно-исторических особенностей нашей страны и конкретного региона, где проживает семья обучающегося. Школьники начнут изучать темы: «Как христианство пришло на Русь», «История ислама в России», «Иудаизм в России», «История религий в России», «Буддизм в России», «Нравственный поступок» и др.

Тема Родины, национальной культуры, традиций, любви к родной земле определяет направленность большинства тем третьего раздела как в историческом, так и в современном контексте.

Второй и третий разделы изучаются учащимися одного класса раздельно, согласно избранным модулям. В то же время в педагогическом плане модули не отделены друг от друга непроницаемой стеной — их содержание объединено ключевыми понятиями, базовыми ценностями: Отечество (Россия, малая родина), семья, человек, общество, традиция, нравственные ценности, жизнь и её идеалы. Эти традиционные ценности лежат в основе учебно-воспитательного процесса и объединяют школьников, изучающих разные модули, в единый по духу классный коллектив, а содержание разных модулей — в один учебный курс.

Наличие общих базовых ценностей в первом, втором и третьем разделах позволяет плавно перейти к изучению заключительного, четвёртого раздела «Духовные традиции многонационального народа России». Здесь происходит подготовка и презентация индивидуальных и коллективных творческих проектов учащихся, образовательный процесс выходит за рамки уроков и завершается большим школьно-семейным праздником, посвящённым Дню народного единства, о чём было сказано выше.

Особо следует подчеркнуть, что в четвёртом разделе учебно-воспитательный процесс переходит в активную, творчески-продуктивную фазу. В процессе подготовки и презентации проектов учащиеся получают возможность обобщить ранее изученный материал, освоить его ещё раз, уже в активной, деятельностной, творческой форме. Обучающиеся получают, таким образом, возможность ознакомиться с основным содержанием всех модулей, узнать о других духовных традициях, сравнить, проанализировать содержание сходных тем по всем модулям. Такая аналитическая, творческая учебная работа помогает каждому школьнику составить целостное представление о многообразии и единстве духовных традиций многонационального народа Российской Федерации.



Особенности курса «Основы религиозных культур и светской этики»

Внедрение курса «Основы религиозных культур и светской этики» в учебный процесс общеобразовательных школ вызывает немалый интерес в обществе. Родители, учителя, общественность осознают необходимость принятия на государственном уровне мер, обеспечивающих возвращение воспитания в школу, укрепление сотрудничества государства, школы, семьи, общественных и традиционных религиозных организаций в целях духовно-нравственного развития и воспитания школьников, морального оздоровления общества. Однако, по отношению к новому курсу и его апробации в общественном мнении сложился ряд опасений. Вот они :

1.        В школу придут священнослужители.
Если бы это произошло на самом деле, то было бы прямым нарушением Конституции России. В статье 14 Основного закона нашей страны говорится о том, что религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом.
В государственных и муниципальных общеобразовательных школах в качестве учителей могут работать лица, имеющие специальное педагогическое образование и профессионально, на постоянной основе занимающиеся обучением и воспитанием школьников. Приход в государственные и муниципальные школы священнослужителей исключён положениями Конституции России, а также существующими нормами профессионально-педагогической деятельности.
В своём вступительном слове на встрече с лидерами религиозных организаций России 21 июля 2009 г. Президент России Д. А. Медведев подчеркнул, что преподавать знания о религии в школе будут светские педагоги.

 

2.        Учебный курс будет иметь вероучительный, миссионерский характер. 
Миссионерство и преподавание основ религиозной культуры решают совершенно разные задачи. Но грань между религиозной и светской культурами действительно тонкая.
Каким будет преподавание нового курса, в первую очередь зависит от того, кто будет учить. Все модули курса «Основы религиозных культур и светской этики» будут преподавать те учителя, которые уже работают в школе и которые хорошо знакомы родителям, — это учителя начальных классов, литературы, обществоведения, истории, других предметов. Сложно представить, что педагоги за две четверти, отведённые на изучение нового курса, будут стремиться обратить своих учеников в ту или иную религию. Тем не менее если это и будет иметь место в отдельных школах, родители могут обратиться к классному руководителю, руководству школы, в родительский комитет с требованием о замене учителя.
Перед авторами учебных пособий модулей «Основы православной культуры», «Основы исламской культуры», «Основы буддийской культуры», «Основы иудейской культуры» стояла задача донести общие знания об исторических и культурных основах определённой религии. Опираясь на это, учитель будет рассказывать детям о важнейших категориях религиозной культуры.
Религиозные сюжеты лежат в основе многих выдающихся произведений мировой культуры. Ваши дети знакомятся с ними на уроках истории, литературы, на занятиях факультатива, во время экскурсий в музеи — это знакомство с религией через культуру. Ещё один пример: русское слово «спасибо» — это сокращение фразы «Спаси (тебя) Бог». Откажемся ли мы от повседневного выражения благодарности с помощью привычного нам слова? А если нет, то не обращаем ли в веру другого, говоря ему «спасибо»? Это наличие изначально религиозного смысла в повседневности, который мы даже не замечаем.
Поэтому одна из важных педагогических задач нового учебного курса — формирование у обучающегося мотивации к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений. А выбор веры — это частное дело гражданина, он может происходить только за пределами государственных и муниципальных школ.

 

3.        Учеников одного класса поделят на группы, что приведёт к конфликтам между ними. 
Тот факт, что уча­щиеся одного класса и их родители смогут выбирать для изучения один из модулей курса «Основы религиозных культур и светской этики», не означает, что разделение школьников по конфессиональным, мировоззренческим основаниям неизбежно. Модульное построение нового учебного курса реализует право граждан на свободный выбор и отражает особенность России как великой страны с богатыми и разнообразными духовными традициями. В каждой семье свои традиции, мировоззренческие или религиозные предпочтения. Формальное разделение учащихся на группы не будет приводить к их размежеванию. Для такого утверждения есть основания.

o        Курс имеет не вероучительный, а культурологический характер, а культура у нас одна — культура многонационального народа России.

o        Содержание всех модулей комплексного учебного курса подчинено общей цели — воспитанию личности гражданина России посредством приобщения его к нравственным и мировоззренческим ценностям.

o        Содержание всех модулей группируется вокруг трёх базовых национальных ценностей: 1) Отечество, 2) семья и 3) культурная традиция. На этих базовых ценностях будет осуществляться воспитание детей в рамках нового курса.

o        Новый курс организован таким образом, что школьники, выбравшие для систематического изучения определённый модуль, получат общие представления и о содержании других модулей.

o        Предусматривается, что на нескольких последних уроках учащиеся одного класса будут работать вместе. На этих уроках они будут представлять свои индивидуальные и коллективные творческие работы по итогам изучения того или иного модуля.

o        Изучение курса завершается большим общим школьно-семейным праздником, посвященным Дню народного единства, который мы отмечаем 4 ноября. Единство и согласие через диалог культур и есть ощутимый результат учебно-воспитательного процесса в рамках нового курса.

Нельзя забывать и об особой роли родителей. Ребёнок всегда будет внимательно и деликатно относиться к своему однокласснику, изучающему другой модуль, если его родители, другие значимые для него взрослые с уважением относятся к представителям иного мировоззрения.

4.        Апробация учебного курса — очередной эксперимент ради эксперимента, он закончится так же внезапно, как и начался. 
Мысль об исключительной важности нравственной консолидации общества и необходимости его морального оздоровления последовательно проведена в Посланиях Президента России Федеральному Собранию Российской Федерации 2007, 2008 и 2009 гг. В связи с этим были внесены изменения в Закон «Об образовании», которые определяют в качестве основных задач содержания образования интеграцию личности в национальную и мировую культуру; формирование человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество. В 2009 г. был принят новый федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, в котором закреплено данное требование Закона. Апробация курса «Основы религиозных культур и светской этики» ещё один шаг на пути последовательного осуществления новой государственной образовательной политики.

  

Практические советы родителям

 

     Уважаемые родители! Предлагаем Вам советы, как  помочь своему ребёнку в изучении предмета «Основы религиозных культур и светской этики»

 

 Совет 1.  Настройтесь на воспитание; отнеситесь к новому школьному предмету как к дополнительному средству нравственного развития Вашего ребёнка; Вы и есть главный для ребёнка воспитатель.

 

Совет 2.  Разговаривайте с детьми о том, что они изучали на уроках.

 

Совет 3.  Хорошее средство воспитания ребёнка – диалог между родителями и детьми о духовности и нравственности.

 

 Совет 4.  Внимательно следите за моральным равновесием Вашего ребёнка; воспитывайте у него благожелательное отношение к людям другого мировоззрения.

 

Совет 5.  Не забывайте, что никакой учебный предмет сам по себе не воспитает Вашего ребёнка; главное, что он может приобрести, изучая предмет «Основы религиозных культур и светской этики», - понимание важности нравственности для полноценной человеческой жизни. Всячески поддерживайте это в ребёнке.


Приложение


  

Руководителю                         образовательного учреждения 

 

_______________________________,

(Ф.И. О. заявителя)

проживающего по адресу:

________________________________________________________________________________________________

                                                 

ЗАЯВЛЕНИЕ

Я,________________________________________________________________, извещен о том, что мой сын  (дочь) __________________________________________________________________пройдет обучение в  4 классе  по программе  комплексного учебного курса для общеобразовательных учреждений «Основы религиозных культур и светской этики».

Для изучения мной выбран модуль:   ____________________________________________________________________________________________________________________________________

  

       Подпись родителей   (законных представителей):

 

                                               _____________  /__________________________/

 

                                               _____________  /__________________________/    

                                                                                                                                                                                                     27.03.13                            



Поиск
Календарь
«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930
Архив записей
Друзья сайта

Официальный  сайт "Образование в Солнечном районе"
Официальный сайт министерства образования и науки РФ

Copyright MyCorp © 2024
Создать бесплатный сайт с uCoz